Степанова, З. В школах Мончегорска // Полярная правда. – 1954. – 6 мая.

« j p a o u M U n o , щ ш в л ш “ '« i '* » «»**“ J — “ I I а р х с і И би я недостатков. * довному промыслу, перевыполнен план | В ШКОЛАХ МОНЧЕГОРСКА 1. НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ Школьный курс бпологпп направляет вшшанпе п мысль учащихся на преобра­ зование окружающей природы в интере­ сах нашего социалистического общества. В связи с решениями XIX съезда партии по введению в школах обязательного поли­ технического обучения огромное значение при прохождении курса биологии имеет работа учащихся на пришкольном опыт- пом участке. Здесь учащиеся на практике проверяют и закрепляют знания, полу­ ченные на уроках. Упрочение знаний по сельскому хозяйству приобретает актуаль­ ное значение в связи с постановлениями партии и правительства, направленными на дальнейшее развитие сельского хозяй­ ства страны п особенно в связи с реше­ нием февральско-мартовского Пленума ЦК КПСС. Стране нужны высококвалифицирован­ ные кадры работников сельского хозяй­ ства, совхозов, колхозов. Школа призвана дать основы знаний будущим механизато­ рам, садоводам, животноводам и агроно­ мам. Это сейчас п лежит в основе работы кружка юных натуралистов нашей шко­ ды, в котором занимается GO-учащихся. Несколько лет тому назаз пришкольный опытный участок был очень мал, там бы­ ло несколько кустов малины,, смородины. Упорно трудились юннаты. Они расчища­ ли территорию от сорняков, камней, раз­ рабатывали почву, вносили в нее торф и навоз, складывали дери в штабеля. Теперь школа имеет опытный участок в 547 квадратных метров. Здесь есть са­ дик, где растут скиродкна и малина, от­ веден участок для полевых и овощных культур, есть цветник и луг- Все участки полностью огорожены. В 1951 году было высажено 23 куста малины, 13 кустов смородины. 12 кустов жимолости, ряби­ ны, березы. Все они хорошо принялись. В прошлом году в цветнике было высажено 220 цветов-многолетников, россаду ко­ торых вырастили сами юннаты. К весенним и летним работам на участ­ ке школьники начинают обычно готовить­ ся в третьей четверти. Я, как руководи­ тель кружка, разрабатываю подробный план постановки опытов и составляю ка­ лендарный план работ. План работы обсуждается па заседапин педсовета. После этого илан разбирается па собрании кружка. Юннаты разбиваются на группы — бригады по 3 — 4 челове­ ка. В эти группы включаются 2 — 3 уче­ ника из четвертых — шестых классов. Ответственный в бригаде получает днев­ ник по уходу и наблюдению за растения­ ми. В дневнике указаны тема и цель опы­ та, приемы ухода и ведения наблюдений. По указанным календарным срокам школь­ ники выращивают рассаду брюквы, капу­ сты, свеклы, цветов в комнатных парни­ ках и ящиках. Кроме дневников, юннаты получают ли­ тературу по уходу за растениями. Наблю­ дение за растениями в школе идет круг­ лый год. Все классы школы украшены комнатными цветами. Учащиеся бережно выращивают пх, поливают. Для того, что­ бы школьники узнали о родине многих цветов, познакомились с правильными приемами ухода за ними, в кружке в этом году был * прочитан доклад «Комнатное цветоводство». Такие же доклады были прочитаны юннатами во всех 'классах школы, а в пятых — шестых классах был объявлен конкурс на лучшее выращивание комнатного растения. К предстоящим летним работам на уча­ стке мы и в этом году начали подготовку в третьей четверти. На занятиях юннат­ ского кружка были заслушаны доклады: «Особенности картофеля», «Выращнвалпе картофеля из верхушек», «Ускоренное размножение картофеля». «Особенности яровой пшеницы и получение высокого урожая». Уже приготовлены ящики для рассады и земля. Заготовлены питатель­ ные горшочки. Пз ПОВПР’а и областной юннатской станции мы получили семена зерновых и овощных культур. Установле­ на связь с Кировским ботаническим аль­ пийским садом, откуда мы уже получили семена и задание от научных сотрудников ботанического сада. В четвертой четверти юннаты раздели­ лись на бригады. Они получили задания и сейчас работают над дневниками, высева­ ют семена в ящики. Подоконники школы сейчас уставлены ящиками, в ко­ торых ежедневно появляются всходы. В некоторых ящиках рассада уже распики­ рована. Яровизируется картофель сорта «Имандра» и «сестра Имандры». Занятия в кружке юннатов, работа на пришкольном участке хорошо сказывают­ ся на результатах учебы. Выращенные ра­ стения, записи в дневниках использова­ лись на уроках ботаники в пятых и ше­ стых классах, демонстрировались учите­ лями и в начальных классах. Непосред­ ственно на участке были проведены уро­ ки при изучении ряда тем. При прохожде­ нии темы «Томаты» на уроках нагляд­ ным пособием служили томаты, выращеп- ные на пришкольном участке. В шестых и седьмых классах нет учеников, не успе­ вающих по биологии. .Сейчас школа готовится к проведению экзаменов. Мне отрадно слышать, что мно­ гие мои ученики собираются поступать в сельскохозяйственные техникумы. Галипа Аксенова, Анатолий Тубасов, Владимир Стеколышков, Галина Лисицына и другие учащиеся уже получили ответы из ряда учебных заведений страны, в которых готовят специалистов сельского хозяй­ ства. Эти ученики уже не сомневаются в том. что они выбрали правильный путь, выбрали профессию интересную, полезную. П. МАКШИНА. Учитель биологии школы № 1 гор. Мончегорска. 2. ПОСЛЕ ЗВОНКА В деле политехнического обучения школьников и подготовки их к будущей практической деятельности большое зна­ чение имеет хорошо организованная вне­ классная работа, во время которой уча­ щиеся расширяют и углубляют свои зна­ ния, приобретают практические навыки. В Мончегорской средней школе 3 ра­ ботают кружов юннатов, физический, 1Так, в этом году юннаты в еще больших I исторический, авиамодельный, струнный, шахматный, стрелковый и-другие кружки. В кружке юннатов, которым руководит учительница естествознания Клавдия Вла­ димировна Псарева, учащиеся знакомятся с приемами выращивания рассады капусты и томатов, с пикировкой рассады в торфо­ перегнойных горшочках, проводят опыты по выращиванию зерновых культур, кар­ тофеля (яровизированными и неяровнзи- рованными клубнями). В школе есть небольшой ж и в о й уголок. С любовью ухаживают за голубями, кро­ ликами и новорожденными крольчатами члены кружка шестиклассницы Тамара Мордовина, Светлана Тамурова, Нина Ми­ хайлова, Галина Фоменко, Нэлли Покров­ ская, Людмила Смирнова, а также учени­ ки второго класса Боря Коблов п Вова Ма­ лышев. Боря и Вова принесли в живой уголок маленьких чечеток и с большой заботливостью ухаживают за ними. Работа учащихся в кружке углубляет их знания по естествознанию, прививает им любовь к сельскому хозяйству. Выра­ щенные в комнатных условиях растения, а также животные из живого уголка ис­ пользуются для демонстрации на уроках естествознания при прохождении нового материала, повторении, при подготовке к экзаменам. Это позволяет учащимся глу­ боко усвоить программный материал. Ус- певаемость по естествознанию/ во всех классах высокая. Все кружковцы хорошо учатся и многие из нпх мечтают в буду­ щем работать в сельском хозяйстве. Большую работу проводит физический кружок. Руководит им учитель физики Екатерина Григорьевна Губская. Члены физического кружка Юра Ерофеев, Юра Родичев, Валерий Андреев и другие умело обращаются со столяриыми и слесарными инструментами. Они изготовили много приборов, которые демонстрируются на уроках Физики. Так, например, кружков­ цы сделали электрический запал, прибор для демонстрации конвекции газов, по­ жарный сигнализатор, магнитный сепара­ тор, прибор, демонстрирующий принципы автоблокировки на железнодорожном транс­ порте. Члены физического кружка помогают учителю готовить лабораторные работы. I г. Кандалакша, щ аш соо. корр.;. Они ремонтируют приборы, готовят разно­ весы. Сейчас члены физического кружка готовят вечер занимательной физики. Цель ^вечера — в занимательной и инте­ ресной форме повторить к экзаменам не­ которые вопросы из темы: «Магнетизм» и «Теплота». На вечере будут демонстриро­ ваться интересные самодельные приборы. Готовится проведение игры «Слепой по­ лет», основанной на умении пользоваться компасом. Самый массовый кружок в школе — струнный. Пм руководит учитель геогра­ фии Владимир Георгиевич Сизов. С охотой учатся в кружке музыки и малыши и старшеклассники. В кружке свыше 40 участников. В репертуаре юных музыкан­ тов много русских н украинских народ­ ных песен. Участники струнного оркестра Евгений Калинин, Федор Приймак (уче­ ники 8-го класса), Инна Коробко, Галина Цыбнна (5 класс) обнаружили незауряд­ ные музыкальные способности, а Вален­ тин Новожилов (7 класс) настолько по­ любил музыку, что решил после оконча­ ния школы поступить в музыкальное училище. Кружком юных авиамоделистов у пас руководит ученик 10-го класса Григорий Скорик. Три года он был активным уча­ стником авиамодельного кружка в Доме ппонеров, а сейчас успешно руководит кружком у нас .в школе. Старательно строят модели самолетов, планеров учени­ ки 7-х классов Алексей Шерннов, Юра Чебыкпн, Володя Ключников и ученики 6-х классов Jjopuc Ников, Юра Янчев- ский. Каждый из них построил по 2 пли 3 модели. X IX съезд партии поставил перед шко­ лами задачу введения политехнического обучения. Поэтому еще большее значение приобретает внеклассная работа среди школьников. Работа кружков только тог­ да будет отвечать своему назначению, ког­ да онн будут массовыми. Наша школа ста­ вит перед собой задачу в новом учебном году увеличить количество предметных и технических кружков с большим охватом в нпх учащихся. 3 . СТЕПА Заведующая учебной частью Мон­ чегорской средней шкоды № 3. ДОЖ соб; об при с I клу Aps ван спо мол СКИ фло ( про ста пы Но чет ми ста шлі J крь Д0( пх ско спо лак спе KPJ оче тол У4с шл: J бы; тел шеі чер «65 ШЛ!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz